Вопрос-ответ


Электронная личная медицинская книжка (ЭЛМК)- это пластиковая карта с нанесенной информацией о ее владельце (фотография, Ф.И.О., год рождения, гражданство). На ней также находятся регистрационный номер, штрих код, QR-код, которые необходимы для проверки сведений о прохождении медицинских осмотров и гигиенического обучения на сайтах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»: http://www.mossanexpert.ru/ и https://e-lmk.ru.

Следует отметить, что внедрение ЭЛМК не означает перевод существующего документа в электронный вид, а является своеобразным ключом к электронномуРеестру выданных личных медицинских книжек, профессиональной гигиенической подготовки, предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров, вакцинации, гигиенической аттестации в городе Москве.

Это предоставит возможность удаленного ознакомления с информацией, подтверждающей наличие у владельца ЭЛМК требуемых медицинских осмотров, освидетельствований, вакцинации и профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Электронная личная медицинская книжка, как и личная медицинская книжка на бумажном носителе выдается работникам отдельных профессий, производств и организацийобязанных при выполнении своих трудовых обязанностей проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (статья 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Прежде всего, это должностные лица и сотрудники предприятий и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, образовательных учреждений всех типов и видов, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, медицинских организаций – работники эпидемиологически значимых профессий.

  1. Стоимость оформления ЭЛМК в 2018 г. значительно ниже, чем оформление личной медицинской книжки на бумажном носителе.
  2. Сокращение сроков оформления личных медицинских книжек;
  3. Исключение фальсификации результатов медицинских осмотров, обследований (исследований), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, бланков личных медицинских книжек.
  4. Обеспечение оперативного контроля за прохождением медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  5. Возможность хранения значительного объема информации за весь период трудовой деятельности. Личная медицинская книжка на бумажном носителе используется не более 5-7 лет.
  6. Переход к ЭЛМК решит проблему утраты личных медицинских книжек: бумажные документы могут быть утеряны при пожаре, потопе или просто при безответственном хранении. Также, для хранения ЭЛМК не потребуется больших помещений, что особенно актуально для крупных предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли.
  7. Разработан сервис списочной проверки личных медицинских книжек (доступ предоставляется по запросу).

ЭЛМК и личные медицинские книжки на бумажном носителе действительны в равной степени. ЭЛМК выдаются работникам эпидемиологически значимых профессий предприятий и организаций города Москвы на добровольной основе.

Личная медицинская книжка на бумажном носителе действует до полного ее заполнения. Срочно менять личные медицинские книжки на бумажном носителе на электронные нет необходимости.

Основным отличием является носитель информации бумажный бланк или пластиковая карточка. При использовании ЭЛМК сведения о результатах медицинских осмотров, вакцинации, гигиеническом обучении и аттестации вносятся в электронный Реестр выданных личных медицинских книжек, профессиональной гигиенической подготовки, предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров, вакцинации, гигиенической аттестации в городе Москве.

Проверить ЭЛМК и сведения о результатах медицинских осмотров, вакцинации, допуск к работе по итогам гигиенического обучения юридические лица и индивидуальные предприниматели могут любым удобным для них способом:

  • непосредственно на сайтах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»: http://www.mossanexpert.ru/ и https://e-lmk.ru;
  • с использованием мобильных устройств: смартфонов или планшетов. Для этого необходимо бесплатно скачать специально разработанное приложение «Реестр ЛМК» в GooglePlay и AppStore.

По вопросам оформления и выдачи личных медицинских книжек, в т.ч. в электронном виде, информирования о медицинских организациях, взаимодействующих с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", порядка проведения гигиенического обучения и аттестации работников, в том числе дистанционно, проверки подлинности личных медицинских книжек, достоверности результатов медицинских осмотров и лабораторных исследований можно обратиться в Call-центр по телефону 8(495) 912-09-56 (с 9:00 до 17:00) или по электронной почте: fbuz9120956@mail.ru.

Актуальную информацию о стоимости оформления личной медицинской книжки можно посмотреть на странице "Порядок оформления и выдачи личных медицинских книжек"

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 212), Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 34), приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 г. №302н (п. 6 приложения 3) организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников является обязанностью работодателя.

Согласно статьям 11 и 29 Федерального закона от 30.03.99, №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе гигиенического обучения работников в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, является обязанностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (т. е. работодателей).

В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» личные медицинские книжки выдаются центрами гигиены и эпидемиологии.

Центр гигиены и эпидемиологии ФМБА обеспечивает деятельность Федерального медико-биологического агентства России по осуществлению контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведении водолазных и кессонных работ), а также в ЗАТО (постановление Правительства РФ от 11.04.2005 г. №206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве»).

ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) – городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Соответственно, Центр гигиены и эпидемиологии ФМБА осуществляет выдачу личных медицинских книжек работникам, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения на вышеуказанных объектах и производствах.

Центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации осуществляют свою деятельность по территориальному принципу.

Следовательно, для работы в продовольственном магазине и других организациях, расположенных на территории Москвы (не являющейся ЗАТО), личную медицинскую книжку необходимо оформить в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или его филиале в административном округе Москвы (по месту расположения организации).

Медицинские обследования можно пройти в любой медицинской организации, имеющей медицинскую лицензию на право проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Перечень медицинских организаций, взаимодействующих с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» и проводящих оформление личных медицинских книжек в режиме «одного окна», доступен на сайте нашего учреждения.

Необходимо представить:

  • заполненное заявление на проведение гигиенического обучения, аттестации, выдачу личной медицинской книжки;
  • направление работодателя с указанием наименования места работы;
  • паспорт заявителя (оригинал) и фотографию (3 на 4 см);
  • для иностранных граждан – справку о регистрации в Москве или Московской области.

Все документы представляются заявителем лично или доверенным лицом заявителя (по доверенности).